+7 (499) 501-99-49
93

Статьи

все Статьи
Довести до преступления Учитывая неправильное применение судом первой инстанции уголовного закона, назначенное А.Г. наказание по ч. 1 ст. 111 УК РФ подлежит смягчению. Одновременно подлежит снижению и срок наказания, назначенный осужденному по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.

Статьи

06.06.2011

Об организации в Канаде оказания правовой помощи малоимущим категориям граждан

В соответствии с Канадской хартией прав и свобод (раздел 7, раздел 10 «b», раздел 11 «d», раздел 15 «l») право на защиту в суде (право на помощь адвоката) является одним из основополагающих прав канадских граждан, а эффективность юридической помощи населению рассматривается властями Канады как одно из обязательных условий осуществления правосудия. В связи с этим ставится и решается задача обеспечения юридической помощью всех граждан, независимо от их материального положения, и, соответственно, возможностей найма адвоката.
На протяжении длительного времени в Канаде проводится работа по оказанию бесплатной (либо на льготных условиях) правовой помощи лицам с низким уровнем доходов. Формы такой помощи разнообразны — от устной консультации дежурного юриста или подготовки письменного заявления, жалобы, обращения, до представительства в уголовном, административном или гражданском процессе. Эта деятельность была начата с 50-х годов прошлого века в провинциях Квебек и Онтарио, когда адвокатские бюро и частнопрактикующие юристы стали в организованном порядке бесплатно оказывать правовые услуги малоимущим гражданам. В 1951 г. Онтарио стала первой провинцией, где был принят местный закон о бесплатной правовой помощи малоимущим за счет соответствующих программ, финансируемых властями провинции. В последующем (в 60-70-х годах XX века) аналогичное законодательство, предусматривающее оплату правовой помощи малообеспеченным гражданам из региональных бюджетов, было принято и в других провинциях и территориях Канады. Эти системы правовой помощи различались между собой по условиям и размерам оплаты, а также некоторым другим нюансам, однако их объединяло то, что все они предусматривали оплату услуг адвоката или частнопрактикующего юриста (не адвоката) за счет государственных средств (из бюджета провинции).
В 1972 г. федеральное правительство Канады (премьер Трюдо) создало единую федеральную систему государственной юридической помощи малоимущим слоям населения в целях обеспечения равного доступа к защите в суде. При этом наиболее эффективным было признано совместное финансирование указанной правовой помощи федеральным центром и провинциями.
Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Канады возложена выработка единой политики по созданию систем правовой помощи на всех территориях и провинциях, а также их финансирование из средств федерального бюджета, является Министерство юстиции Канады. При этом Министерство юстиции рассматривается не как руководитель, а лишь как партнер регионов и координатор этой работы. Кроме того, Министерству юстиции поручено финансировать проведение разного рода экспериментов по инновационным и альтернативным методам оказания правовой помощи (бюджет более 1,2 млн. долларов), а также финансировать развитие правового образования населения, разработку таких новых методов, как «альтернативное разрешение конфликтов» и «восстановительное правосудие». Важно также отметить, что федеральному центру (Минюсту) не предоставлено право определять категории граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, а также заниматься непосредственно предоставлением такой помощи — эти вопросы отнесены к компетенции органов власти провинций. Вместе с тем, Министерство юстиции обобщает, анализирует и оценивает информацию об этой работе.
Из указанных правил имеются и некоторые исключения, связанные с тем, что в отдельных, прямо указанных в законодательстве случаях, федеральные суды сами имеют право назначать защитника (адвоката) — это, например, некоторые дела, связанные с психическим состоянием подсудимого (по закону о психиатрической помощи), по вопросам нападения на ребенка, помощи детям и отобранием детей от родителей и т.п.
Необходимо также отметить, что правовая помощь оказывается на основании региональных законов об оказании правовой помощи, принятых законодательными органами провинций и территорий. Как правило, это законодательство требует для планирования и контроля за распределением финансовой помощи по обеспечению правовых услуг создание специальных независимых («внешних») комиссий. К примеру, в Онтарио созданы консультативные комиссии по правам коренного населения, по психиатрическому праву, иммиграционному праву и правам беженцев.
С 1972 г. федеральный центр (правительство Канады) обеспечивал более 50% расходов на оказание правовой помощи малоимущим, что составляло около 70 млн. долларов. В последующие годы эта сумма колебалась в пределах 80-90 млн. долларов. За последние три года ежегодное финансирование программ юридической помощи малоимущим категориям граждан из федерального бюджета составляет около 126,5 млн. долларов. Следует иметь в виду, что с 1996 г. средства федерального бюджета, выделяемые на системы правовой помощи малоимущим, включены в единый трансферт на здравоохранение, образование и социальные услуги (CHST). Решение вопроса о конкретных суммах, направляемых на правовую помощь, отнесено к полномочиям органов власти провинций и территорий.

Федеральное правительство и власти регионов оплачивают около 90% стоимости правовых услуг, оказываемых малоимущим. Остальные 10% оплачивают сами граждане, а также компенсируют профессиональные ассоциации юристов.
Следует иметь в виду, что для непосредственного финансирования систем правовой помощи малоимущим в Канаде используются две системы.
Во-первых, для получения и последующего распределения государственных средств в провинции (территории) создается неправительственная организация (общество), независимая от региональных и федеральных властей. В большинстве случаев формируется Совет директоров, в состав которого включаются независимые юристы, адвокаты, представители Управления Генерального атторнея, представители общественных (неправительственных) организаций и т.п.
Примером такой модели может служить неправительственная организация — независимое агентство «Правовая помощь Онтарио». Возглавляет его Совет директоров, который возглавляет независимый председатель, не имеющий права голоса. В состав Совета входит пять человек, выбранных Генеральным атторнеем Онтарио из списка лиц, рекомендованных в Совет Обществом юристов, пять человек, рекомендованных Генеральным атторнеем.
Во-вторых, для тех же целей могут создаваться комиссии при правительстве, которые формируются Министерством юстиции. Считается, что такой метод обеспечивает более тесное взаимодействие региона и федерального центра при обязательном обеспечении независимости комиссии.
Такая модель используется в Ньюфаундленде и Лабрадоре, где на основании принятого там Закона о правовой помощи 1976 г. создана специальная комиссия, отвечающая за оказание правовых услуг бедным слоям населения. В комиссию входят семь человек, из которых пять назначаются Губернатором провинции. Членом комиссии по должности является Первый заместитель Министра юстиции.
В Канаде приняты 2 основных системы оказания бесплатной (либо на льготных условиях) юридической помощи малообеспеченным категориям граждан.
Во-первых, основной моделью является оказание бесплатной государственной юридической помощи. Для этого в провинции создается сеть «бюро правовой помощи» (по имеющимся данным только в провинции Квебек таких бюро более 1000), куда могут обратиться малоимущие граждане. Сотрудники бюро проводят соответствующую проверку и после принятия решения о том, что по своему материальному положению гражданин действительно нуждается в государственной поддержке, выдают ему соответствующий документ (сертификат). После этого указанный гражданин может обратиться к адвокату или иному частнопрактикующему юристу, услуги которых будут оплачены государством из бюджетных средств (канадского плана правовой помощи).
Во-вторых, альтернативной моделью является создание «общественных правовых клиник», как специализированных государственных учреждений, непосредственно оказывающих юридические услуги малоимущим категориям граждан за счет средств госбюджета.
Как правило, в различных провинциях эти модели сочетаются. При этом соответствующие бюро размещаются в городах. Их адреса доступны через Интернет (http://canada.justice.gc.ca.) или мэрию. Кроме того, в сельских районах действуют представители бюро.
Только в провинции Британская Колумбия действует исключительно модель бесплатной государственной юридической помощи.

Основания и условия предоставления бесплатной или льготной юридической помощи устанавливаются законодательством каждой из провинций Канады и различаются между собой. Вместе с тем, как правило, учитывается ежемесячный и годовой уровень доходов гражданина и его семьи, количество и состав его семьи, наличие объектов собственности т.д. Законодательством обычно устанавливается максимальный размер дохода, при котором заявитель может быть признан нуждающимся в бесплатной правовой помощи. Как правило, если гражданин имеет право на социальную помощь от государства, ему предоставляется и право на бесплатную юридическую помощь. В том случае, если материальное положение заявителя не полностью соответствует установленным критериям, но близко к ним, комиссия может принять решение о частичной оплате им (оплате по сниженным ставкам) необходимых юридических услуг. Практика показывает, что требования к доходу гражданина (его семьи) для предоставления права на бесплатную правовую помощь, примерно одинаковы во всех провинциях. Приведем в качестве типичного примера требования (нормы), установленные в провинции Онтарио: при одном члене семьи — $ 601 в месяц или $ 7212 в год, при двух членах семьи — соответственно $ 1075 и $ 12900, при трех членах семьи -$ 1137 и $ 13644, при четырех членах семьи — $ 1281 $ 15372, при пяти и более членах семьи — также $ 1281 $ 15372. Если доходы заявителя превышают указанные нормы, ему может быть предложено пройти более подробные тесты. По результатам он может быть признан нуждающимся в получении бесплатной юридической помощи, ему может быть предложено оплатить часть расходов, либо вообще отказано в предоставлении бесплатной (льготной) юридической помощи.


Д.Ю.Н., Профессор Самойлов Александр Сергеевич
Адвокат Самойлов Сергей Александрович

Найти адвоката: г. Москва, Армянский переулок, дом 9, стр.1. Метро: Китай-Город, Лубянка, Чистые пруды. Телефон/факс: 8(499)5019949

38

Публикации

все Публикации
Роман "Сын Ювелира" Марк Крутер Роман Марка Крутера «Сын Ювелира», Иркутск, ООО "Форвард",2011.
Адвокат Крутер Марк Соломонович защищает Татьяну Егорову. НТВ. Марк Соломонович Крутер, адвокат обвиняемой Татьяны Егоровой: «Наша подзащитная не предвидела общественного опасного события, инструкций не было она впервые стреляла из этот пистолета»...