+7 (499) 501-99-49
93

Статьи

все Статьи
Адвокаты и Юристы Адвокаты, Адвокаты и юристы, Юридическая компания решит все Ваши проблемы, Коллегия адвокатов «Х» окажет юридические услуги.

Публикации

01.04.2006

Исполнение судебных актов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выход данной статьи обусловлен, во-первых, появлением изменений в законодательстве, в частности, усилением наказаний за административные правонарушения и введением порядка их исполнения судебными приставами-исполнителями.
Во-вторых, в настоящей статье рассмотрены вопросы, ранее не затронутые другими авторами, но являющиеся актуальными с учетом реалий сегодняшнего дня. Они касаются осуществления исполнительного производства судебными приставами-исполнителями, в том числе в отношении решений иностранных судов, третейских судов и арбитражей.
В третьих, некоторые вопросы в статье нашли свое новое освещение, отличное от ранее предложенных  обоснований. Статья предлагает взглянуть на рассматриваемую проблему с разных позиций.  Именно этим фактором обосновано рассмотрение вопроса защиты прав, законных интересов сторон и иных участников исполнительного производства, чьи права нарушены судебным приставом-исполнителем.

1. Порядок предъявления к исполнению судебных актов.
2. Об осуществлении исполнительного производства судебными приставами-исполнителями в отношении решений иностранных судов, а также третейских судов и арбитражей, принятых на территориях иностранных государств.
3. Условия и порядок исполнения судебных актов судебными приставами-исполнителями.
4. Введение порядка принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем постановлений о назначении нового вида административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
5. Защита прав и законных интересов сторон и иных участников исполнительного производства.

 1. Исполнение судебных актов - завершающая стадия производства по требованиям о восстановлении нарушенных прав, свобод или законных интересов граждан и организаций. Ее суть заключается в практической реализации вынесенного судебного акта и в передаче взыскателю-гражданину, взыскателю-организации или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо в совершении в их пользу определенных действий или воздержании от совершения этих действий. В процессе ее осуществления должник претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального и материального характера.
По общему правилу, закрепленному в ст.ст. 210 ГПК РФ и 182 АПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Для решений первой инстанции судов общей юрисдикции по гражданским делам - по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы, а для решений арбитражных судов  -  по истечении месячного срока со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Исключение составляют случаи немедленного исполнения, перечисленные в ст. 211 ГПК РФ, как то  судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума.
Немедленному исполнению подлежат решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий или бездействия указанных органов, определения арбитражного суда, в том числе и о наложении судебного штрафа.
 Обращение судебного акта (например, определения об обеспечении иска или решения) к немедленному исполнению возможно не только в силу требований федерального закона, но и по просьбе истца, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать невозможным исполнение решения суда (ст. ст. 142, 212 ГПК РФ, 96 АПК РФ, 182 АПК РФ). В данном случае взыскатель сам повышает шансы эффективного исполнения судебного решения
Принудительным исполнением судебных актов заняты судебные приставы-исполнители. К судебным актам, имеющим силу исполнительного документа относятся исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, а также судебные приказы.
Исполнительный документ не принимается к производству судебным приставом-исполнителем, если он не был обращен взыскателем к  исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается, например, в связи с оспариванием должником исполнительного документа в судебном порядке,  утратой должником дееспособности,  участием должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством РФ, или просьбой взыскателя, находящегося в таких же условиях и пр. (ст.ст. 20-22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 № 119-ФЗ (ред. от 27.12.2005 N 197-ФЗ).
 Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта означает, что срок предъявления его к исполнению исчисляется со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения. Срок предъявления к исполнению судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, будет исчисляться со следующего дня после дня принятия такого судебного акта.  Исполнительные документы о взыскании периодических платежей (например, о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др.) сохраняют силу на все время, на которое присуждены эти платежи.
 Если  срок предъявления исполнительного листа к исполнению пропущен по тем или иным причинам, то его восстановление может быть осуществлено только в судебном порядке.
Исполнение судебными приставами-исполнителями судебных актов РФ в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций осуществляется по общим правилам исполнительного производства в соответствии с нормами Федерального закона об исполнительном производстве.
2. Расширение личных, имущественных и деловых связей, пересекающих границы государств, породило международно-правовое регулирование такого канала взаимодействия правовых систем государств, как исполнение судебных актов иностранных государств.
Судебные акты обладают полной юридической силой только в пределах территории государства. Для исполнения судебного акта в сфере юрисдикции другого государства необходимо согласие последнего. Все эти вопросы очень деликатны и регулируются международной вежливостью и принципами взаимности, оставляющими большой простор усмотрению государств.  
Что касается приведения в исполнение решений иностранных судов и арбитражей в РФ, то возможность эта реально существует лишь при наличии  соответствующих международных договоров РФ. Так, проблема исполнения иностранных судебных актов, особенно арбитражных, урегулирована в целом ряде многосторонних конвенций. Среди них центральное положение занимает Конвенция ООН 1958 г. о признании и приведении  в исполнение иностранных арбитражных решений, в которой участвует более 70 государств, включая Россию.  
Из последних международных договоров достойно упоминания Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 года), вступившее в силу для России 19.12.1992 г.
В России по общему правилу решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, признаются и приводятся в исполнение в РФ арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом (ст. 241 АПК РФ).
Статья 409 ГПК РФ, регулирующая вопросы исполнения иностранных решений и по гражданским делам, за исключением вышеупомянутых дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также исполнения приговоров по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, также связывает возможность их исполнения  только с наличием международного договора.
Исполнение иностранного судебного решения  - процесс далеко не механический.
Решения иностранного суда  требуют специальной процедуры признания.
Только после этого осуществляется выдача определения суда РФ о принудительном исполнении решения иностранного суда и исполнительного листа, который направляется в суд по месту исполнения этого решения.
Однако, в признании и исполнении любого решения иностранного суда может быть отказано по следующим основаниям:
1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;
2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;
3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ;
4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в РФ имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ;
6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя.
Решения третейского суда и международного коммерческого арбитража подлежат признанию и приведению в исполнение фактически в той же процедуре, что и решения иностранных судов. При этом государственный суд  не выступает в качестве второй инстанции по отношению к третейскому суду, а лишь проверяет решение третейского суда в ограниченных законом пределах.
Беспрепятственное исполнение судебных актов компетентных судов в настоящее время распространяется исключительно на хозяйствующие субъекты РФ и Республики Беларусь в соответствии с Соглашением между РФ и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов  арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 года.
Данное Соглашение предусматривает упрощенный порядок исполнения судебных актов, в соответствии с которым исполнительные документы, подписанные судьей и скрепленные гербовой печатью компетентного суда одного государства, представляются на русском языке  для исполнения судебному приставу - исполнителю другого напрямую для исполнения в соответствии с его законодательством и не требуют предварительной легализации.
3. Законодательство предполагает два варианта исполнения судебного акта - добровольный и принудительный.
Взыскатель на основании ст. 6 Федерального закона об исполнительном производстве вправе самостоятельно представить исполнительный документ непосредственно в банк, в котором открыт счет должника, при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
В случае отсутствия у взыскателя сведений о счетах должника и о наличии на них денежных средств, он вправе обратиться с исполнительным документом к судебному приставу-исполнителю для его исполнения в установленном порядке. В целях своевременной реализации судебных актов взыскателю необходимо обеспечить скорейшее поступление исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. При этом следует иметь в виду, что вынесение судебным приставом постановления о возбуждении исполнительного производства производится в течение трех дней со дня поступления к нему исполнительного документа.
Согласно ст. 9 Федерального закона об исполнительном производстве устанавливаемый судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, либо вообще не предусматривается (как в случаях немедленного исполнения, например, при восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника).
Таким образом, погашение  долга по исполнительным документам судебных органов может производиться в соответствии с установленным Федеральным законом об исполнительном производстве порядком добровольного исполнения.
В случае если должник в течение установленного срока не исполнит требования в добровольном порядке, то судебный пристав-исполнитель обязан в течение двух месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа обеспечить принудительное исполнение соответствующих требований.
Как указано в п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П, правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника - физического лица либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц.
Согласно ст. 44 Федерального закона об исполнительном производстве основанием применения мер принудительного исполнения являются предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа, принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства и истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Действующим законодательством взыскателю не предоставлено право самостоятельного совершения исполнительных действий (арест, изъятие, реализация имущества и т.д.). Принудительное исполнение судебных актов в РФ возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов РФ.
Вместе с тем согласно ст. 31 Федерального закона об исполнительном производстве взыскатель вправе принимать участие в совершении исполнительных действий, знакомиться с материалами исполнительного производства, заявлять ходатайства, представлять дополнительные материалы, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия или бездействие судебного пристава-исполнителя и т.д.
Согласно ст. 45 Федерального закона об исполнительном производстве, мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

При отсутствии у должника денежных средств в рублях и в иностранной валюте, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии со ст. 446 ГПК РФ не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
К последнему в том числе относится принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности жилое помещение или его часть, если для него и совместно проживающих членов семьи, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, но не являющимся предметом ипотеки; предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество и пр.).
Наложение ареста на имущество производится судебным приставом-исполнителем в течение одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением. Его применение допускается как  для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации, так и при исполнении определения суда о наложении ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц.
Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. В случаях растраты, отчуждения, сокрытия или незаконной передачи имущества, переданного на хранение судебным приставом-исполнителем должнику или назначенному им хранителю под роспись в акте ареста имущества, взыскатель вправе в соответствии со ст. 53 Федерального закона об исполнительном производстве обратиться в органы прокуратуры для принятия мер уголовной ответственности по отношению к лицу, ответственному за хранение имущества.
Арест и реализация имущества должника-организации осуществляется в установленном порядке и не могут нарушать установленной ст. 59 Федерального закона об исполнительном производстве очередности.
В первую очередь взыскание обращается на имущество, непосредственно не участвующее в производстве (денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, ценные бумаги, легковой транспорт, предметы дизайна офисов и иное).
Во вторую очередь - на готовую продукцию (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем.
Объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве объединены в третью очередь.
Продажа имущества должника осуществляется в соответствии с гражданским, гражданско - процессуальным и иным законодательством РФ специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах в двухмесячный срок со дня наложения ареста. Оценка имущества должника прозводится судебным приставом-исполнителем. Однако он вправе назначить и специалиста, если оценка отдельных предметов является затруднительной  или заявлены возражения сторон исполнительного производства против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки.
Недвижимое имущество должника подлежит реализации в соответствии со статьями 447 - 449 части первой ГК РФ специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью.
Из денежных средств, взысканных подразделением судебных приставов с должника (включая средства от реализации имущества), оплачиваются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа и расходы на совершение исполнительных действий (комиссионное вознаграждение, расходы на хранение, перевозку, оплату проведения оценочной экспертизы имущества, розыск должника и др.).
Взыскание вышеперечисленных расходов, отнесение их на счет федерального бюджета, а также возмещение органу или лицу, которые их понесли, производятся на основании соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя. Обязательным условием действительности данного постановления является его утверждение старшим судебным приставом.
Если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ - взыскателю.
4. Особого внимания заслуживает серия изменений в законодательстве, связанная с введением порядка принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем судебных актов об административном приостановлении деятельности. Федеральным  законом от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ" был пополнен существующий перечень видов административных наказаний.
Так, с 12 августа 2005 года применяется новая мера наказания в виде административного приостановления деятельности, установленная в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности или работ, оказания услуг и заключающаяся во временном прекращении их деятельности.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток и применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения или засорения подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации или отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Законная деятельность судебного пристава-исполнителя в этом случае обусловлена предоставляемыми ему полномочиями. Выполняя свои обязанности, установленные вступившим в силу законодательным актом, судебный пристав-исполнитель осуществляет целый комплекс мер, которые выражаются в  наложении пломб, опечатывании помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс.
Причем перечень этих мер не является исчерпывающим и не исключает также применении других мер по исполнению указанных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения данного административного наказания, за исключением тех, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
5. Само собой разумеется, что осуществление судебным приставом-исполнителем своих обязанностей невозможно без наделения его определенным объемом прав и без реализации положений об обязательности требований судебного пристава-исполнителя для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ, предоставлении ему необходимой информации по его требованию безвозмездно, в установленный им срок. Судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно осуществлять выбор тех или иных мер, вытекающих из конкретной ситуации.
Однако, права судебного пристава-исполнителя арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом, использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника и пр., предусмотренные ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ  (ред. от 22.08.2004 г.), не ограничены в своем объеме и пределах ничем, кроме  закона. Если же законодатель устраняется от решения  той или иной проблемы, отдавая ее на откуп судебным приставам-исполнителям, то неопределенный круг граждан и организаий ставятся в зависимость от так называемого "свободного усмотрения" судебного пристава-исполнителя. 
Гражданин или организация вправе самостоятельно выбирать только порядок защиты уже нарушенных прав. Либо обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему должностному лицу, либо одновременно обратиться с жалобой как к вышестоящему должностному лицу, так и в суд.
Нелишне будет упомянуть о том, что как государственный служащий судебный пристав-исполнитель несет предусмотренную Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) ответственность за неправомерные действия или бездействие, к нему могут быть применены меры дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.
Вопиющее бездействие со стороны судебного пристава-исполнителя, неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, влекущее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, квалифицируются сегодня по ст. 293 УК РФ как уголовно наказуемая халатность.
Принимая во внимание, что от правомерности совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем зависит результативность взыскания недоимки по исполнительным листам, взыскатель, в случае если судебным приставом-исполнителем нарушаются установленные сроки исполнения исполнительного документа, не принимаются соответствующие меры по его реализации, а также совершаются действия, препятствующие взыскателю использовать свои права, имеет право в соответствии со статьей 90 Федерального закона об исполнительном производстве подать жалобу на судебного пристава-исполнителя в суд по месту его нахождения в десятидневный срок со дня совершения или отказа в совершении действия.
При обращении в суд с заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя необходимо иметь в виду рекомендации информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2005 г. № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ". В частности, они предусматривают, что в соответствии с частью 2 ст. 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
Особо подчеркнуто, что упомянутая норма АПК РФ не утратила юридической силы после введения с 1 января 2005 года в действие главы 25.3 Кодекса, не содержащей этой льготы. Об этом, исходя из содержания данного письма и универсальности воли законодателя, свидетельствует содержание пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, предусматривающее освобождение от уплаты государственной пошлины жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, направленных в суды общей юрисдикции и мировым судьям.
Из содержания информационного письма и  части 2 ст. 329 АПК РФ, кроме того, следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
 Вместе с тем статья 19 Федерального закона о судебных приставах признает, что ущерб, причиненный судебным приставом - исполнителем гражданам и организациям в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного листа, выданного судом, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ (ст. 1069 ГК РФ).
Требование о возмещении вреда рассматривается судом по общим правилам искового производства. По искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей от имени казны РФ в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федеральной службы судебных приставов-исполнителей (ст. 158 БК РФ, п. 4 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции РФ").
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. № 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов" действия судебного пристава-исполнителя могут оспаривать в суде и лица, не являющееся участниками исполнительного производства, если они полагают, что такие действия нарушают их права и законные интересы.
Чаще всего, это законные владельцы имущества, чьи права нарушены судебным приставом-исполнителем, не установившим доподлинно настоящих собственников и незаконно арестовавшим имущество, нарушив право собственности на него. В соответствии со ст. 92 Федерального закона об исполнительном производстве в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.
Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре РФ" осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Реализация прав лиц, законные интересы которых затрагиваются исполнительными действиями судебного пристава-исполнителя, могут осуществляться  путем подачи соответствующих заявлений, жалоб и иных обращений, которые должны быть рассмотрены уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный срок или в разумный срок, если такой срок специально не установлен.
Подводя итог, хотелось бы отметить следующее. Почти девять лет прошло с тех пор как были приняты законы об исполнительном производстве и о судебных приставах. И как отмечается в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" , тем самым в России восстановлен институт, существенно укрепляющий авторитет судебных решений.  Совершенствуются действующие и закрепляются новые законодательные и правоприменительные механизмы, обеспечивающие условия, необходимые для надлежащего эффективного исполнения судебных актов  уполномоченным государственным органом.
Сформулированный в правовых актах общеправовой принцип справедливости при защите прав собственности и иных вещных прав нашел свое развитие и в целом ряде определений Конституционного Суда РФ, помогающих понять замысел законодателя, пути его применения и диктующих необходимость не допускать искажение действительной воли законодателя при совершении исполнительных действий.
Конституционный общеобязательный смысл, заложенный в этот принцип, определяет кретерии допустимости (правомерности) ограничения прав человека в целях обеспечения исполнения судебных актов и заключается в следующем.
 Защита прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников, возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм.
Сама же возможность ограничений и их характер должны обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, а именно основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Адвокат ТРАВИНА О. В.,
кандидат юридических наук.

38

Публикации

все Публикации
Роман "Сын Ювелира" Марк Крутер Роман Марка Крутера «Сын Ювелира», Иркутск, ООО "Форвард",2011.
Адвокат Крутер Марк Соломонович защищает Татьяну Егорову. НТВ. Марк Соломонович Крутер, адвокат обвиняемой Татьяны Егоровой: «Наша подзащитная не предвидела общественного опасного события, инструкций не было она впервые стреляла из этот пистолета»...