Расторжение трудового договора с исполняющим обязанности руководителя федерального государственного унитарного предприятия в связи с принятием решения о прекращении трудового договора уполномоченного собственником органа.На практике большое распространение получила практика
назначения на должность исполняющего обязанности руководителя федерального унитарного предприятия. По идее, исполняющий обязанности руководителя унитарного предприятия — лицо временное, назначенное на определенный срок (как правило, несколько месяцев) до
проведения конкурса на замещение должности руководителя
унитарного предприятия. Однако в связи с тем, что законодательством не ограничен
срок замещения должности исполняющим обязанности руководителя федерального унитарного предприятия, на деле конкурс может не проводиться годами. Лицо,
назначенное на должность исполняющего обязанности руководителя федерального унитарного предприятия, может осуществлять свою деятельность фактически бессрочно.
При этом правовой статус
исполняющего обязанности руководителя федерального унитарного предприятия законодательством не регламентирован, а значит, и возможность
защиты трудовых, прав вызывает практические проблемы.
1.
Правовое положение исполняющего обязанности руководителя федерального унитарного предприятия.
В соответствии с действующим законодательством руководитель
унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества унитарного предприятия (подпункт 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Порядок заключения трудового договора с руководителем унитарного предприятия установлен Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 «О порядке
заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (далее — «Постановление Правительства РФ N 234).
Назначение руководителя унитарного предприятия осуществляется на конкурсной основе (пункт 3 Постановления Правительства РФ № 234).
Согласно пункту 2 Положения о проведении конкурса на
замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 234,
конкурс на замещение должности руководителя унитарного предприятия проводит федеральный орган исполнительной власти.
Наряду с руководителями
унитарных предприятий, назначенными по конкурсу, существует распространенная практика назначения на должность исполняющего
обязанности руководителя предприятия.
При этом встает вопрос о правомерности назначения на должность исполняющего обязанности руководителя.
Есть несколько подходов к этому вопросу.
Так, в Информационном сообщении
Роспрома от 07.11.2007 N СП-5768/13 «О порядке поручения исполнения обязанностей руководителями федеральных казенных предприятий» указывается, что "в соответствии со статьями 52 и 53 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, состав, порядок назначения (избрания) которых определяется законом и учредительными документами. Система органов юридических лиц определенного вида устанавливается Гражданским кодексом РФ (статьи 71, 84 и 103) и законами, регулирующими правовое положение конкретных видов юридических лиц.
Перечень органов юридического лица определенного вида является исчерпывающим и содержится в законах либо в законах и учредительных документах. Такой орган, как "временно исполняющий обязанности“, не предусмотрен ни Гражданским кодексом РФ, ни законами, регулирующими
правовое положение конкретных видов юридических лиц. Исключением является статья 69 Федерального закона «Об акционерных обществах“, устанавливающая возможность создания «временного исполнительного органа“.
Исходя из требований пункта 3 статьи 9 указанного Закона,
устав унитарного предприятия должен содержать наименование органа унитарного предприятия (
руководитель,
директор,
генеральный директор), а также определять порядок назначения его на должность, включая порядок заключения с ним, изменения и
прекращения трудового договора в соответствии
с трудовым законодательством и иными содержащими нормы
трудового права нормативными правовыми актами».
Вместе с тем в практике Росимущества назначение на должность исполняющего обязанности руководителя унитарного предприятия допускается. Например, в Приказе Росимущества от 27.02.2009 N 47 «Об осуществлении Росимуществом отдельных полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также отдельных прав акционера акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» в пункте 9 указывается, что «по поручению Руководителя Росимущества … кандидатуры исполняющих обязанности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий… подлежат согласованию с Отделом государственной службы и кадров …».
2.
Процедура расторжения трудового договора с исполняющим обязанности руководителя унитарного предприятия в связи с принятием решения уполномоченным собственником органом.
Действующее законодательство не устанавливает
особенностей расторжения трудового договора с исполняющим обязанности руководителя унитарного предприятия.
Исполняющий обязанности руководителя выполняет функции руководителя унитарного предприятия, поскольку осуществляет руководство организацией, в том числе функции ее единоличного исполнительного органа (статья 273
Трудового кодекса РФ (далее — «ТК РФ»). Значит, исполняющий обязанности руководителя федерального унитарного предприятия имеет те же права и гарантии, а также обязанности, что и руководитель федерального унитарного предприятия. Следовательно, правовой
статус руководителя унитарного предприятия равнозначен правовому статусу исполняющего обязанности руководителя унитарного предприятия.
Одним из оснований для расторжения трудового договора с руководителем унитарного предприятия является принятие уполномоченным собственником органом решения о расторжении трудового договора с руководителем федерального унитарного предприятия (пункт 2 статьи 278 ТК РФ). Решение о расторжении трудового договора с руководителем унитарного предприятия в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации принимается после предварительного одобрения его аттестационной комиссией (пункт 2 Постановления Правительства РФ № 234).
Таким образом, можно утверждать, что при
расторжении трудового договора с исполняющим обязанности руководителя федерального унитарного предприятия должно быть получено одобрение аттестационной комиссии.
3. Ответчик по спору о восстановлении на работе
при расторжении трудового договора с исполняющим обязанности руководителя унитарного предприятия.
В юридической среде существует два подхода к определению ответчика по иску о восстановлении на работе исполняющего обязанности руководителя федерального унитарного предприятия.
Первая точка зрения состоит в том, что в качестве ответчика по данному делу должно привлекаться само федеральное унитарное предприятие, поскольку правилам его внутреннего трудового распорядка должен подчиняться исполняющий обязанности руководителя унитарного предприятия, а также его должность указана в штатном расписании и штатной расстановке федерального унитарного предприятия.
Вместе с тем с данной точкой зрения вряд ли можно согласиться. Статья 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях» (подпункт 7 пункта 1) устанавливает, что собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает
трудовой договор в соответствии с
трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Полномочия собственника в отношении федерального унитарного предприятия осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что надлежащим ответчиком по такого рода делам является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять управление федеральным унитарным предприятием. Исходя из имеющегося опыта, можно утверждать, что судебные органы считают надлежащим ответчиком по делу именно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решение
о расторжении трудового договора с исполняющим обязанности руководителя федерального унитарного предприятия.
При подаче
искового заявления о восстановлении на работе особое внимание следует уделить определению того органа, который уполномочен принимать решения о заключении и расторжении трудового договора с исполняющим обязанности руководителя федерального унитарного предприятия.
В нашей адвокатской практике встречаются случаи, когда неуполномоченный орган принимает решение
о расторжении трудового договора с исполняющим обязанности руководителя унитарного предприятия.
Например, Министерством культуры РФ было принято решение о расторжении трудового договора с исполняющим обязанности руководителя одного из федеральных унитарных предприятий, не находившихся в ведении Министерства культуры РФ.
Федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, которые не включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, осуществляют назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним (подпункт «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03 декабря 2004 N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»).
Положение о Роскультуре утверждено 17 июня 2004 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 291 «О Федеральном агентстве по культуре и кинематографии». Согласно пункту 2 названного Постановления до утверждения Правительством Российской Федерации Перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Роскультуры находятся организации, находившиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации. В ведении этого Министерства предприятие федеральное унитарное предприятие находилось.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05 января 2005 года «О перечнях федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных организаций, подведомственных Росархиву, Роскультуре, Роспечати» федеральное унитарное предприятие не было включено в перечень подведомственных Роскультуре унитарных предприятий, в связи с чем утратило свою ведомственную принадлежность.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 года № 406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» к ведению Министерства культуры РФ отнесены организации, находившиеся в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Таким образом,
на день расторжения трудового договора с исполняющим обязанности руководителя унитарного предприятия у Министерства культуры отсутствовали полномочия по совершению указанных действий.
При отстаивании позиции в суде по такого рода спорам можно рекомендовать:
1. выявить соответствие процедуры увольнения общим правилам трудового законодательства (порядок ознакомления с распоряжением о расторжении трудового договора, выплата установленных компенсаций и т.п.);
2. определение полномочий федерального органа исполнительной власти на заключение, изменение, расторжение трудового договора с исполняющим обязанности руководителя федерального унитарного предприятия;
3. подведомственность федерального унитарного предприятия конкретному федеральному органу исполнительной власти.
Адвокат Коллегии адвокатов «Белый Город» города Москвы Данилевская О.М.Найти адвоката: Москва, Армянский переулок, дом 9, стр.1. Метро: Китай-Город, Лубянка, Чистые пруды. Телефон/факс: 8(499)5019949