При переходе к саморегулированию важное значение имеет оценка свойств правил саморегулирования и их значение для последующего решения вопросов ответственности за их нарушение. Признание нарушения правил саморегулирования в качестве формы объективной реальности и основания ответственности обусловлено свойствами правил. Рассмотрим основные свойства (функции) указанных специальных правил, имеющие значение для правильного решения вопросов ответственности за их нарушение. В социологической и юридической литературе свойства правил отдельно не рассматриваются, в основном исследуются функции социальных, в том числе и правовых, норм. Поскольку правила существуют не сами по себе, а только в структуре нормы, как один из ее элементов, то научные выводы, сделанные в отношении нормативных предписаний, можно отнести и к правилам с соот-ветствующей поправкой, исключающей императивность, свойственную норме.
Социальные нормы рассматриваются в качестве средства рег-ламентации, поддержания, обеспечения, оценки, контролирования, регулирования связей и отношений, как средство включения человека в социальную структуру общества. Причем при осущест¬влении регулирующих воздействий социальные нормы сами вы¬ступают в роли внешних и внутренних факторов регуляции поведения. Если исключить из этого определения присущий регу¬лятивным отношениям принудительный аспект, то можно вычленить функции, свойства содержащихся в норме правил.
Эти функции можно свести к следующим: отражение общественных отношений, формирование этих отношений в виде определенного порядка поведения, их кодирование и формулирование, а также информирование участников отношений об установленном порядке отношений.
Складывающийся в обществе под влиянием экономических, нравственно-этических, национальных, культурных и иных фак¬торов порядок отношений в своих наиболее существенных призна¬ках отражается в специально установленных правилах. Последние, закрепленные в соответствующих нормах, образуют модель долж¬ного поведения, и, следовательно, как и всякая модель, отражают объективно существующий порядок отношений.
В правилах отражается такой порядок отношений, который позволяет решать стоящие перед данной социальной системой задачи. Отражение общественных отношений в правилах не пас¬сивное, а активное, динамическое, опережающее. Правовые нормы ориентируют не только на фактическое состояние отношений, но и на возможное их развитие в перспективе.
Нормативные системы, не содержащие опережения, не учитывающие, например, поступление новой техники, появление новой строительной технологии и т.д., теряют эффективность; фактические отношения, динамично раз¬виваясь, придут в противоречие с нормами, что может серьёзно осложнить проблему ответственности за нарушение таких норма-тивных предписаний. Чему же отдавать предпочтение — формаль¬ному нарушению либо фактической опасности поведения? На наш взгляд, при решении данной проблемы следует отдавать предпо¬чтение фактическим, материальным факторам.
Правила фиксируют отношения. Будучи нормативно закрепленной, типовая форма того или иного порядка стабилизируется, ему придается устойчивость. Порой возникает противоречие между стабилизацией, консервирующей отношения и таким образом создающей предпосылки для их торможения, и необходимостью опережающего отражения действительности.
Противоречие разрешается, во-первых, путем закрепления наиболее значимых, общих, устойчивых правил поведения; во-вторых, оказанием судам оперативной помощи в оценке изменяющихся общественных отношений, включением в их деятельность социологического аспекта
позволяющего изучать правовые и связанные с ними иные явления
и вносить необходимые коррективы в правоприменительную и
правотворческую деятельность.
В правилах общественные отношения кодируются, закрепляются в них в виде определенной информационной знаковой системы посредством их описания в наиболее удобной для усвоения форме. Информация участников конкретных отношений об установлен¬ном должном порядке поведения — одна из основных функций специальных правил.
Нормативный информационный процесс двуаспектный, но по
сути двуединый — внутренний и внешний. Под внутренней ин¬формацией имеется в виду содержание самих правил как определенного порядка поведения. Но эта информация мертва, если не будет сведений о существовании самих правил — внешней информации.
Способом информирования о самих правилах и их содержании является инструктаж (вводный, первичный и повторный), обучение безопасным методам и приемам работы, а также контроле знаний и умений.
Наряду с информированием необходимо выделить и такой элемент процесса информации, как подкрепление информации. Он состоит в создании ситуаций, демонстрирующих действенность правил, реальность тех последствий, которые могут наступить при их нарушении. Решается эта задача путем моделирования ситуа¬ций, например, на тренажерах, обобщения и изучения фактически имевших место несчастных случаев, а также привлечения винов¬ных к ответственности с обеспечением максимальной гласности.
Каждый информационный аспект имеет соответствующих ад¬ресатов: исполнителя (оператора) и организатора исполнения правил, которым является должностное лицо, чаще всего инженер по технике безопасности.
Оба аспекта касаются и того и другого адресата, но в разной степени. Для оператора главное значение имеет содержание правил, хотя он должен проявлять интерес и к самостоятельному поиску новых нормативных источников. Одна¬ко своевременное информирование об издаваемых правилах воз¬ложено на должностных лиц — организаторов производственной деятельности, которые в свою очередь должны быть знакомы и с содержанием правил. Адресность информации имеет существенное значение для решения вопросов уголовной ответственности. Смысл ответствен¬ности состоит в том, чтобы каждый отвечал за свою сферу деятель¬ности. Изначальной является организационная, внешняя инфор¬мация (инструктаж, обучение), без которой невозможно ознакомление операторов с содержанием правил. Отсутствие ор-ганизующей информации может служить основанием для исклю¬чения ответственности операторов за нарушение правил и привле¬чения к ответственности должностных лиц. Так, монтажное управление приняло на работу двух рабочих на должность дефек- тоскопистов. При осуществлении дефектоскопии сварных соеди¬нений труб пароперегревателя парового котла они допустили на¬рушение правил заземления дефектоскопа: вместо заземления корпуса пульта управления ограничились заземлением штепсель¬ного двухштыревого соединения, в результате чего рабочий, управ¬лявший пультом, прикоснувшись к нему, был убит. Выяснилось, что с правилами эксплуатации дефектоскопов данного типа они ознакомлены не были, инструктажа по технике безопасности не проходили, что послужило основанием для привлечения к ответ¬ственности за случившееся инженера по технике безопасности.
Отражая, закрепляя, фиксируя установленный порядок отно¬шений, информируя о нем участников данной системы специаль¬ных отношений, правила выполняют функцию формирования правильных отношений между людьми. Правила представляют собой, прежде всего, форму должных отношений, но, будучи формой, они активно влияют на содержание отношений, структу¬рируют их, определяют развитие отношений, способствуют этому. Самые элементарные нормы-правила (например, требование плот¬но закрывать вентили на баллоне и резаке при перерыве в газосва¬рочной работе, обеспечивать рабочее место вытяжной вентиляцией и т.д.) имеют огромное социально-психологическое значение, они не только обеспечивают получение нужного производственного результата, но и создают нормальную рабочую атмосферу, исклю¬чающую тревогу людей за свою жизнь и здоровье; в соблюдении правил проявляются и закрепляются навыки уважительного отно¬шения людей друг к другу не только в процессе производства, но и в других отношениях.
Соответствие специальных правил регулируемым отношени¬ям. От точности реализации этой функции зависит обоснованность ответственности за нарушение правил.
Причины невыполнения нормативных требований, конечно, разные. Они не всегда зависят от качества норм и чаще кроются в личности нарушителя. Тем не менее, качество правил, их содержа¬ние важны для решения той или иной социальной задачи, которая может оказаться невыполненной даже при готовности субъекта к выполнению нормативных требований.
Принцип соответствия правил объективным условиям их дей¬ствия универсальный: правила, чего бы они не касались, должны отражать конкретные обстоятельства их применения. Их цель — предупредить вредные последствия человеческой деятельности с учетом содержания объекта регулирования и характера источника опасности. Если, предположим, источник не представляет боль¬шой надежности и использование его сопряжено со значительной опасностью, то первая задача — отказаться от эксплуатации либо установить такие правила эксплуатации, которые бы учитывали все возможные отрицательные последствия обращения с ними и могли нейтрализовать их.
Существуют объективные факторы, которые трудно нейтрали¬зуемы и влекут вредные последствия (например, явления природы, вызывающие стихийные бедствия). Практика выработала средства защиты от действия многих из этих факторов и способы нейтра¬лизации производимых ими вредных последствий. Средства защи¬ты можно разделить на материальные и нормативные в виде определенного правила поведения. И если материально-техничес¬кие средства и правила способны предупредить вредные последст¬вия природных явлений, то отступление от них следует рассматривать как причину наступившего вреда, несмотря на то, что объективной причиной было действие стихийных сил. Напри¬мер, молния ударила в газопровод, в результате чего произошел взрыв, вызвавший тяжкие последствия. Выясняется, что система зашиты газопровода не была оборудована молниеотводами, насо¬сы, подававшие топливо, отключены не были, что способствовало усилению огня. Понятно, что в этой ситуации необходимо строго разграничивать пределы причинения каждым из факторов; при¬родным и человеческим. Человек должен признаваться причиной той части последствий, которые он объективно мог и должен был предупредить в соответствии с существующими правилами.
Имеются процессы, сущность которых еще не определена и потому отсутствует надежный инструментарий (в том числе и нормативный), достаточный для предупреждения вредных прояв¬лений таких процессов. Возможно полное отсутствие инструментария, и тогда вредные последствия воспринимаются как объек¬тивная реальность (например, землетрясение), исключающая чью-либо ответственность за подобные явления.
Однако практика вырабатывает средства если не предупрежде¬ния подобных явлений, то, по крайней мере, максимальной нейтра¬лизации негативных последствий их действия. Так, землетрясение при определенной силе баллов может не вызвать серьезных разрушений построек, если при их сооружении были соблюдены соот¬ветствующие антисейсмические требования. Во всех таких случаях необходимо выявлять надежность средств, блокирующих последствия. Ответственность за нарушение правил, направленных на нейтрализацию последст¬вий, наступает при условии, если соблюдением этих правил можно нейтрализовать или смягчить последствия (в зависимости от на¬дежности средств, совершенства правил и поставленной задачи).
Последствия нарушения правил могут быть непосредственны¬ми и отдаленными. Для нарушений правил отдаленность последствий, причем значительных по размерам, — явление типичное. Пример тому — строительство, зданий в г. Ленинакане, которые не должны были разрушиться от землетрясения той силы, что произошло в декабре 1988 года. Как выяснилось, разрушенные дома строились с грубым
нарушением СНИП, последствие сказалось десятилетия спустя.
Соответствие содержания правил регулируемым отношениям должно проявляться, в закономерном наступлении последствий в случае их нарушений, т.е. правила должны «работать». Это значит, что при нарушении специальных правил с большей или меньшей степенью вероятности должны наступать вредные последствия, отсутствие таковых — показатель неработоспособности правил, их формальности.
В оптимальном варианте правила содержат совокупность пред-писаний, изложенных в определенной последовательности. Задача состоит в том, чтобы предупредить вредные последствия как бы на подступах. Далеко не всякое нарушение правил влечет вредное последствие, должно быть достаточно частое повторение наруше¬ний, чтобы при определенном совпадении условий общественно опасный результат, наступил.
Когда беспоследственные нарушения закрепляются в качестве нормы поведения, складывается представление о формальности нарушений, правила уже не воспринимаются как некоторая объ¬ективная реальность, особенно если в источнике недостаточно четко отражен механизм их взаимосвязи с вредными последствия¬ми. В этом отношении характерна аварийная ситуация на Черно¬быльской АЭС.
Соблюдение правил может привести к положительному ис¬ходу, если они отражают объективный процесс получения нужного результата с учетом существующих научно-практических и эконо¬мических возможностей. Отрицательное последствие может насту¬пить при несовершенстве правил, соблюдавшихся исполнителем, равно при несоблюдении установленных правил, и в том и в другом; случаях действия не соответствуют должному способу получения" положительного результата.
Адвокат Самойлов С.А.
Найти адвоката: г. Москва, Армянский переулок, дом 9, стр.1. Метро: Китай-Город, Лубянка, Чистые пруды. Телефон/факс: 8(499)5019949