Об организации в Канаде оказания правовой помощи малоимущим категориям граждан
В соответствии с Канадской хартией прав и свобод (раздел 7, раздел 10 «b», раздел 11 «d», раздел 15 «l») право на защиту в суде (право на помощь адвоката) является одним из основополагающих прав канадских граждан, а эффективность юридической помощи населению рассматривается властями Канады как одно из обязательных условий осуществления правосудия. В связи с этим ставится и решается задача обеспечения юридической помощью всех граждан, независимо от их материального положения, и, соответственно, возможностей найма адвоката.
На протяжении длительного времени в Канаде проводится работа по оказанию бесплатной (либо на льготных условиях) правовой помощи лицам с низким уровнем доходов. Формы такой помощи разнообразны — от устной консультации дежурного юриста или подготовки письменного заявления, жалобы, обращения, до представительства в уголовном, административном или гражданском процессе. Эта деятельность была начата с 50-х годов прошлого века в провинциях Квебек и Онтарио, когда адвокатские бюро и частнопрактикующие юристы стали в организованном порядке бесплатно оказывать правовые услуги малоимущим гражданам. В 1951 г. Онтарио стала первой провинцией, где был принят местный закон о бесплатной правовой помощи малоимущим за счет соответствующих программ, финансируемых властями провинции. В последующем (в 60-70-х годах XX века) аналогичное законодательство, предусматривающее оплату правовой помощи малообеспеченным гражданам из региональных бюджетов, было принято и в других провинциях и территориях Канады. Эти системы правовой помощи различались между собой по условиям и размерам оплаты, а также некоторым другим нюансам, однако их объединяло то, что все они предусматривали оплату услуг адвоката или частнопрактикующего юриста (не адвоката) за счет государственных средств (из бюджета провинции).
В 1972 г. федеральное правительство Канады (премьер Трюдо) создало единую федеральную систему государственной юридической помощи малоимущим слоям населения в целях обеспечения равного доступа к защите в суде. При этом наиболее эффективным было признано совместное финансирование указанной правовой помощи федеральным центром и провинциями.
Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Канады возложена выработка единой политики по созданию систем правовой помощи на всех территориях и провинциях, а также их финансирование из средств федерального бюджета, является Министерство юстиции Канады. При этом Министерство юстиции рассматривается не как руководитель, а лишь как партнер регионов и координатор этой работы. Кроме того, Министерству юстиции поручено финансировать проведение разного рода экспериментов по инновационным и альтернативным методам оказания правовой помощи (бюджет более 1,2 млн. долларов), а также финансировать развитие правового образования населения, разработку таких новых методов, как «альтернативное разрешение конфликтов» и «восстановительное правосудие». Важно также отметить, что федеральному центру (Минюсту) не предоставлено право определять категории граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, а также заниматься непосредственно предоставлением такой помощи — эти вопросы отнесены к компетенции органов власти провинций. Вместе с тем, Министерство юстиции обобщает, анализирует и оценивает информацию об этой работе.
Из указанных правил имеются и некоторые исключения, связанные с тем, что в отдельных, прямо указанных в законодательстве случаях, федеральные суды сами имеют право назначать защитника (адвоката) — это, например, некоторые дела, связанные с психическим состоянием подсудимого (по закону о психиатрической помощи), по вопросам нападения на ребенка, помощи детям и отобранием детей от родителей и т.п.
Необходимо также отметить, что правовая помощь оказывается на основании региональных законов об оказании правовой помощи, принятых законодательными органами провинций и территорий. Как правило, это законодательство требует для планирования и контроля за распределением финансовой помощи по обеспечению правовых услуг создание специальных независимых («внешних») комиссий. К примеру, в Онтарио созданы консультативные комиссии по правам коренного населения, по психиатрическому праву, иммиграционному праву и правам беженцев.
С 1972 г. федеральный центр (правительство Канады) обеспечивал более 50% расходов на оказание правовой помощи малоимущим, что составляло около 70 млн. долларов. В последующие годы эта сумма колебалась в пределах 80-90 млн. долларов. За последние три года ежегодное финансирование программ юридической помощи малоимущим категориям граждан из федерального бюджета составляет около 126,5 млн. долларов. Следует иметь в виду, что с 1996 г. средства федерального бюджета, выделяемые на системы правовой помощи малоимущим, включены в единый трансферт на здравоохранение, образование и социальные услуги (CHST). Решение вопроса о конкретных суммах, направляемых на правовую помощь, отнесено к полномочиям органов власти провинций и территорий.
Федеральное правительство и власти регионов оплачивают около 90% стоимости правовых услуг, оказываемых малоимущим. Остальные 10% оплачивают сами граждане, а также компенсируют профессиональные ассоциации юристов.
Следует иметь в виду, что для непосредственного финансирования систем правовой помощи малоимущим в Канаде используются две системы.
Во-первых, для получения и последующего распределения государственных средств в провинции (территории) создается неправительственная организация (общество), независимая от региональных и федеральных властей. В большинстве случаев формируется Совет директоров, в состав которого включаются независимые юристы, адвокаты, представители Управления Генерального атторнея, представители общественных (неправительственных) организаций и т.п.
Примером такой модели может служить неправительственная организация — независимое агентство «Правовая помощь Онтарио». Возглавляет его Совет директоров, который возглавляет независимый председатель, не имеющий права голоса. В состав Совета входит пять человек, выбранных Генеральным атторнеем Онтарио из списка лиц, рекомендованных в Совет Обществом юристов, пять человек, рекомендованных Генеральным атторнеем.
Во-вторых, для тех же целей могут создаваться комиссии при правительстве, которые формируются Министерством юстиции. Считается, что такой метод обеспечивает более тесное взаимодействие региона и федерального центра при обязательном обеспечении независимости комиссии.
Такая модель используется в Ньюфаундленде и Лабрадоре, где на основании принятого там Закона о правовой помощи 1976 г. создана специальная комиссия, отвечающая за оказание правовых услуг бедным слоям населения. В комиссию входят семь человек, из которых пять назначаются Губернатором провинции. Членом комиссии по должности является Первый заместитель Министра юстиции.
В Канаде приняты 2 основных системы оказания бесплатной (либо на льготных условиях) юридической помощи малообеспеченным категориям граждан.
Во-первых, основной моделью является оказание бесплатной государственной юридической помощи. Для этого в провинции создается сеть «бюро правовой помощи» (по имеющимся данным только в провинции Квебек таких бюро более 1000), куда могут обратиться малоимущие граждане. Сотрудники бюро проводят соответствующую проверку и после принятия решения о том, что по своему материальному положению гражданин действительно нуждается в государственной поддержке, выдают ему соответствующий документ (сертификат). После этого указанный гражданин может обратиться к адвокату или иному частнопрактикующему юристу, услуги которых будут оплачены государством из бюджетных средств (канадского плана правовой помощи).
Во-вторых, альтернативной моделью является создание «общественных правовых клиник», как специализированных государственных учреждений, непосредственно оказывающих юридические услуги малоимущим категориям граждан за счет средств госбюджета.
Как правило, в различных провинциях эти модели сочетаются. При этом соответствующие бюро размещаются в городах. Их адреса доступны через Интернет (http://canada.justice.gc.ca.) или мэрию. Кроме того, в сельских районах действуют представители бюро.
Только в провинции Британская Колумбия действует исключительно модель бесплатной государственной юридической помощи.
Основания и условия предоставления бесплатной или льготной юридической помощи устанавливаются законодательством каждой из провинций Канады и различаются между собой. Вместе с тем, как правило, учитывается ежемесячный и годовой уровень доходов гражданина и его семьи, количество и состав его семьи, наличие объектов собственности т.д. Законодательством обычно устанавливается максимальный размер дохода, при котором заявитель может быть признан нуждающимся в бесплатной правовой помощи. Как правило, если гражданин имеет право на социальную помощь от государства, ему предоставляется и право на бесплатную юридическую помощь. В том случае, если материальное положение заявителя не полностью соответствует установленным критериям, но близко к ним, комиссия может принять решение о частичной оплате им (оплате по сниженным ставкам) необходимых юридических услуг. Практика показывает, что требования к доходу гражданина (его семьи) для предоставления права на бесплатную правовую помощь, примерно одинаковы во всех провинциях. Приведем в качестве типичного примера требования (нормы), установленные в провинции Онтарио: при одном члене семьи — $ 601 в месяц или $ 7212 в год, при двух членах семьи — соответственно $ 1075 и $ 12900, при трех членах семьи -$ 1137 и $ 13644, при четырех членах семьи — $ 1281 $ 15372, при пяти и более членах семьи — также $ 1281 $ 15372. Если доходы заявителя превышают указанные нормы, ему может быть предложено пройти более подробные тесты. По результатам он может быть признан нуждающимся в получении бесплатной юридической помощи, ему может быть предложено оплатить часть расходов, либо вообще отказано в предоставлении бесплатной (льготной) юридической помощи.
Д.Ю.Н., Профессор Самойлов Александр Сергеевич
Адвокат Самойлов Сергей Александрович
Найти адвоката: г. Москва, Армянский переулок, дом 9, стр.1. Метро: Китай-Город, Лубянка, Чистые пруды. Телефон/факс: 8(499)5019949