Пенсионный фонд против адвоката.
Пенсионный фонд против адвоката:
во взыскании штрафа за нарушение срока регистрации отказано.
Случаются ситуации, в которых права адвокатов нарушаются и, адвокат участвует в судебном процессе не как представитель стороны, а как ответчик, защищая при этом свои нарушенные права.
Так, в Гагаринский районный суд обратилось ГУ Главного управления ПФР № 4 по Москве и Московской области с иском о взыскании штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение адвокатом срока регистрации в территориальном органе Пенсионного Фонда (решение суда: ospravosudie.com/act-o-vzyskanii-shtrafa-chernysh-e-m-18-04-201).
Данная норма была установлена путем внесения изменений Федеральным законом от 23.12.2003г. ФЗ-185 «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Федеральный закон от 16 декабря 2001г. ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В результате ст.11 Закона о пенсионном страховании с 01.01.2004г. прямо предусмотрела обязанность адвоката зарегистрироваться в Пенсионном фонде в течение 30 дней со дня получения удостоверения адвоката.
Для удовлетворения поданного иска требуется соблюдение истцом нормы об исковой давности, установленной для обращения в суд Федеральным законом 21 ФЗ-212 от 24 июля 2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также порядка привлечения Пенсионным фондом адвоката к ответственности.
Однако оба требования истцом были нарушены.
Подача иска была осуществлена:
— с пропуском срока исковой давности, установленным п. 2 ст. 21 ФЗ-212 от 24 июля 2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Поскольку иск был подан за пределами установленного данным законом 6-месячного срока для подачи иска после истечения требования об уплате страховых взносов. При этом истец не заявлял о восстановлении срока.
Ошибочная позиция истца состояла в том, что срок исковой давности по данным правоотношениям составляет 3 года в соответствии со ст. 45 ФЗ-212. Однако данная норма устанавливает срок давности привлечения лица к ответственности, в то время как срок, в течение которого может быть подан иск в суд, установлен специальной нормой — п. 2 ст. 21 указанного закона.
— с нарушением порядка привлечения лица к ответственности. Управлением Пенсионного фонда был составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, а именно, п. 1 ст. 27 ФЗ-167 — нарушение срока регистрации в органах ПФР свыше 90 дней. В данном акте была указана конкретная дата, время и место рассмотрения акта, а также информация, что по результатам рассмотрения будет принято решение о привлечении (отказе в привлечении страхователя к ответственности за допущенное нарушение).
Однако решение о привлечении адвоката к ответственности было вынесено не только на неделю раньше указанного в Акте срока, но и с указанием, что решение было вынесено в присутствии адвоката. Соответственно, адвокат не был извещен о рассмотрении акта, что делает и решение и вынесенное на его основе требование об уплате штрафа незаконным.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на пропуск исковой давности, а также учел, что при вынесении решения о привлечении адвоката к ответственности был нарушен порядок привлечения адвоката к ответственности.
Апелляционная жалоба истца оставлена Московским городским судом без удовлетворения, а решение без изменения.
Однако остался один вопрос, не решенный судом — об обратной силе Федерального закона № 169-ФЗ от 01.07.2011г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым изменена статья 11 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В частности, с 01.07.2011г. отменена обязанность адвоката регистрироваться в территориальных органах — Пенсионного фонда РФ в течение 30 дней со дня получения удостоверения адвоката. Постановка на учет осуществляется по сообщениям органа исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере юстиции.
С устранением обязанности регистрации соответственно устранена и ответственность за несоблюдение сроков регистрации, предусмотренная пунктом 1 статьи 27 данного Закона в виде штрафа за нарушение установленного срока.
Следовательно, адвокаты с 01.07.2011г. не являются субъектами правонарушения по статье 27 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, и, соответственно, в отношении них не действуют меры ответственности, предусмотренные указанной статьей.
Однако указанный иск Пенсионного фонда был подан уже в период действия указанных изменений.
Статья 2 названного закона № 169-ФЗ от 01.07.2011г. не устанавливает исчерпывающего перечня законодательства РФ об обязательном пенсионном законодательстве. Поскольку статья, кроме указанного в ней перечня законов, предусматривает, что законодательство состоит из иных федеральных законов и применяемых в соответствии с ними нормативных актов РФ.
Поэтому оснований ущемлять права адвокатов нет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Таким образом, на момент рассмотрения спора в суде в действиях адвоката кроме того отсутствовал состав правонарушения, за который предусмотрена ответственность по части первой статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ.
Горяйнова Е.А.