Немного искажая смысл сакраментальной фразы из культового советского фильма
60-х годов Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», и, находясь в положении туриста, прибывшего в страну с полным отсутствием возможности изъяснятся с местным населением, мы с твердой уверенность можем заявить от том, что счастье — это когда тебя понимают. Знание хотя бы одного иностранного языка на сегодняшний день не уникальное явление, а норма жизни. При этом язык нужен не только для того, чтобы использовать свои знания в зарубежных поездках, большинство работодателей на сегодняшний день требуют от соискателя на вакансию знание как минимум одного иностранного языка. В это связи все больше людей горят желанием выучить иностранный язык, но при этом единицы из них готовы отдать годы на его изучение. Время не ждет, и мы поспешаем вместе со временем, не имея желания прилагать максимум трудов для достижения определенной цели. Эти наши слабости и играют на руку так сказать недобросовестным поставщикам услуг на образовательном рынке. Всемирная информационная сеть буквально «пестрит» объявлениям об ускоренном изучении иностранных языков от двух-трех недель до двух-трех месяцев. Можно ли верить этим обещаниям, и какие правовые последствия они влекут.
Как известно, реклама — двигатель торговли. Реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предлагаемым товаром (услугой). В соответствии с законодательством РФ реклама должна соответствовать двум критериям: критерий добросовестности и критерий достоверности.
Понятие недобросовестной и недостоверной рекламы раскрывается в Федеральном законе «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, причем перечень в обоих случаях является исчерпывающим.
Исходя из этого списка, реклама о том, что Вас научат говорить на иностранном языке за две-три недели, довольно сложно будет отнести к недобросовестной и недостоверной рекламе, поскольку информацию о конечном уровне Вашего вербального общения, после прохождения таких курсов, Вы вряд ли увидите в рекламе. Более того, как правило, и в договорах, заключаемых потребителем на оказание такого рода услуг, данной информации не будет, как и информации о предоставлении каких-либо гарантий. При возникновении конфликтной ситуации, в случае если Вас не устроит уровень знаний, полученный по окончании обучения, устроитель курсов Вам весьма резонно объявит о том, что Вам никто не обещал, что Вы будете вести светские беседы с профессорами Кембриджского университета.
На сегодняшний день существует огромное количество методик изучения иностранных языков, от классического учебника Н.А. Бонк до новейших методик эффекта 25 кадра. Большинство же курсов иностранных языков пользуются методикой помещения учащегося в иноязычную среду, т.е. в течение всего курса обучения с Вами не говорят на русском языке, а только на том языке, который Вы начали изучать. При это уровень интеллектуальных способностей, способности воспринимать информацию у каждого человека разный. В этой связи такие категории как способность, восприятие, опыт, знания, умения — являются достаточно оценочными категориями, в том числе и в рамках экспертного заключения, которое и является основополагающим фактором при рассмотрении дел о нарушении прав потребителей. В данном же случае оценить в экспертном заключении уровень Ваших знаний до начала изучения иностранного языка и после окончания курса вряд ли видится возможным.
Если говорить о способах защиты от таких «гореучителей», то в первую очередь необходимо более тщательно и детально изучать договор, который Вы подписываете с поставщиком услуг на предмет наличия или отсутствия определенных обязательств у поставщика услуг по отношению к Вам. Данные обязательства, как правило, буду заключаться не в гарантиях изучения иностранного языка, а в гарантиях созданиях определенной базы и условий для его изучения, как то предоставление грамотного специалиста, методических пособий и иной материальной базы и прочее. Более того, настоятельно рекомендуем обратиться с данным договором для консультации к специалистам (юристам, адвокатам) для того, чтобы Вам более детально и всесторонне объяснили какие риски Вы несете, и какие права у Вас есть в соответствии с представленным договором.
Уже по факту наступления для Вас неблагоприятных последствий, никто не отнимает у Вас право обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, который обязан будет провести проверку на основании Вашей жалобы. Однако, как уже было сказано выше, исходя из того, что категории Ваших знаний и умений достаточно оценочны, доказать несоответствие оказанных Вам услуг качеству оказания такого рода услуг в целом будет довольно сложно, а тем более доказать умышленное искажение информации, представленной в рекламе.
Судебная практика рассмотрения споров по ст.ст. 14.7 (Обман потребителя) и 14.8 (Нарушение прав потребителя) КоАП РФ, исходит из того, что данные статьи применимы в случае наличия умысла у поставщика услуг.
И последний самый, как видится, верный способ защиты своих прав — это необходимость самостоятельно трезво и объективно оценивать возможность обучения иностранному языку за столь короткий срок. Все мы разумные люди и понимаем, что чудес на свете не так много, поэтому надо понимать, что для того, чтобы добиться определенных результатов необходимо приложить немало усилий.
В этой связи хотелось бы закончить свое повествование словами великого русского поэта Н. Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!