МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: СУДЕБНЫЙ ОТКАЗ В ОБЖАЛОВАНИИ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
Наглядным примером развития гражданского общества в нашей стране является нарастающая активность в обжаловании избирателями решений избирательных комиссий по выборам депутатов муниципальных образований.
Однако прежде чем подать данное заявление в суд необходимо проанализировать последствия его подачи: входят ли планируемые к заявлению требования в компетенцию федеральных судов либо разрешение данных вопросов является компетенцией территориальных избирательных комиссий. Для ответа необходимо изучение нормативной базы избирательного законодательства и положений ГПК РФ. Невыполнение требований законодательства может повлечь прекращение судом производства по делу.
Заявительница, обращаясь в Хорошевский районный суд г. Москвы к ответчику -избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Строгино в г. Москве и к третьему лицу – А. В., интересы которого я представляла в суде , как адвокат, руководствовалась законом г. Москвы от 06.07.2005г. № 38 «Избирательный кодекс города Москвы», ч. 11 ст. 86 которого предусматривает, что с жалобами на решения и действия (бездействия), нарушающие права граждан, могут обратиться избиратели.
В конкретном случае решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Строгино в г. Москве от 06 марта 2012г. № 103 «Об установлении результатов выборов депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Строгино по многомандатному избирательному округу № 3» депутатом муниципального образования Строгино в г. Москве избран А.В. В этот же день решение было опубликовано в газете района Строгино СЗАО г. Москвы «Строгинские вести». В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Строгино в г. Москве от 21.03.2012г. А.В. был зарегистрирован в качестве депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Строгино в г. Москве.
Заявительница просила отменить решение Территориальной избирательной комиссии ВМО Строгино в г. Москве, прекратить А. В. полномочия депутата муниципального образования, поскольку А. В. не прекратил свою деятельность в качестве государственного гражданского служащего в порядке, установленном законом, в связи, с чем его полномочия подлежат досрочному прекращению. Обосновывая свою позицию, заявительница, сослалась на нормы ч. 3 и ч. 5 ст. 79 Избирательного кодекса г. Москвы, в соответствии с которыми регистрация Мэра Москвы, депутата Московской городской Думы, депутата представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования производится после официального опубликования результатов выборов на основании данных протокола о результатах выборов и представления кандидатом, избранным Мэром Москвы, депутатом Московской городской Думы, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования, не позднее чем в пятидневный срок со дня получения извещения об избрании копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом Мэра Москвы, депутата Московской городской Думы, депутата представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, либо копии документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от указанных обязанностей.
Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо избранный Мэром Москвы, главой муниципального образования, не выполнит требования, указанного в части 3 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании кандидата избранным.
В соответствии со ст.40 , п.10.1 и п.11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решения представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимаются не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Как видно, нормы действующего законодательства не предусматривает судебный порядок рассмотрения и разрешения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата органа местного самоуправления, за исключением случаев, если такой депутат выбран во вновь образованном муниципальном образовании.
Внутригородское муниципальное образование (ВМО) Строгино г. Москвы не является вновь образованным, а, следовательно, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального Собрания не входит в компетенцию суда и подлежит рассмотрению и разрешению в ином, предусмотренном законом порядке.
Отметив данные обстоятельства, суд, сослался и на положение п.1 ч.1 ст.220 ГПК РФ: суд прекращает производство по делу в случае: если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч.1 ст.134 ГПК РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым ГПК РФ или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Таким образом, Хорошевский районный суд г. Москвы определением от 19 октября 2012г. прекратил производство по делу по поданному заявлению об отмене решения ТИК ВМО Строгино в Москве, прекращении полномочий депутата муниципального Собрания в части прекращения полномочий депутата муниципального Собрания ВМО Строгино г. Москвы А.В.
По заявлению об отмене решения Территориальной избирательной комиссии ВМО Строгино в г. Москве о признании кандидата избранным заявительница пояснил, что ею не оспаривается решение ТИК ВМО Строгино г. Москвы о результатах голосования либо о результатах выборов. Ею оспаривается только решение о признании А.В. избранным в связи с неисполнением им требований закона о прекращении иной деятельности, не совместимой со статусом депутата. Хорошевский районный суд г. Москвы пришел к выводу, что нормами действующего законодательства не предусмотрен судебный порядок рассмотрения, и разрешения вопроса об отмене решения избирательной комиссии о признании кандидата избранным вынес определение 19 октября 2012г. о прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
На данные определения Хорошевского районного суда г. Москвы были принесены частные жалобы в Московский городской суд, в удовлетворении которых заявителю было правомерно отказано.