Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающее преступность уклонения от уплаты налогов, при необходимости финансировании производственного цикла
На территории Российской Федерации установлена всеобщая обязанность «платить законно
установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции Российской Федерации1).
В то же время гарантируется право частной собственности и право иметь имущество
в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ч.1 и ч.2 ст. 35 Конституции
Российской Федерации). Ст. 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод2 декларирует право на уважение своей собственности.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях,
предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Государственные интересы по сбору налогов и частные интересы по максимальному извлечению
выгоды из принадлежащего имущества находятся в постоянном противоречии.
Конституционный суд неоднократно подчеркивал, что налоги являются важнейшим источником
доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав
и свобод граждан3. Также Конституционный суд указал,
что установленная ст. 57 Конституции РФ обязанность имеет публично — правовой, а
не частноправовой, характер. Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении
одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому
органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой
— налогоплательщику — обязанность повиновения4.
Уголовный кодекс Российской Федерации5 (далее —
УК РФ) ввел ответственность за уклонение от налогов и/или сборов с физического лица
и организации. Однако не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным
законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности,
непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым
законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена
иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости
(ст. 39 УК РФ).
Применение ст. 39 УК РФ к такому составу преступления, как уклонение от налогов
и/или сборов представляет немалую сложность на практике.
В п. 4 Постановления Конституционного суда от 27 мая 2003 года вслед и в п. 8 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 20066
подчеркивается, что установлению подлежат обстоятельства, наличие которых исключает
привлечение лица к уголовной ответственности за совершение данного преступления.
Вместе с тем до сих пор ни один судебный орган не дал пояснений по поводу особенностей
применения обстоятельств, исключающих преступность деяния, при производстве по делам
об уклонении от уплаты налогов в порядке ст. 198 и ст. 199 УК РФ.
При применении института крайней необходимости одной из характерных ситуаций является
неуплата налогов в связи с необходимостью финансирования производственного цикла.
В п. 2.1 Письма Главного управления Федеральной налоговой полиции Российской Федерации
по Северо-западному округу «О направлении информационного обзора» от 19 июля 2002
г. N 1/1241 (далее — Письмо) отмечалось, что необходимость финансирования производственного
цикла не может безусловно отождествляться с состоянием крайней необходимости.
Признание наличия крайней необходимости возможно, например, при следующих условиях:
- Технологический характер производства таков, что остановка производственного цикла
повлечет за собой причинение значительного вреда окружающей природной среде, жизни
и здоровью граждан (атомные электростанции, предприятия коммунального хозяйства,
градообразующие предприятия). В остальных случаях следует говорить об угрозе имущественным
интересам собственников юридического лица, а не государственным или общественным
интересам;
- Налогоплательщик не располагает иными средствами, необходимыми для обеспечения производственного
цикла. Нередко налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, располагают
значительными суммами дебиторской задолженности, но не предпринимают никаких действий
по их истребованию у должников. Подобная ситуация, с точки зрения налоговых органов,
исключает возможность состояния крайней необходимости.
Указанная позиция, по нашему мнению, является спорной.
Во-первых, ст. 39 УК РФ закрепляет, что в состоянии крайней необходимости возможно
причинение вреда для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и
правам данного лица или иных лиц. Из приведенного же письма следует, что имущественные
права и интересы собственников юридического лица не являются охраняемыми законом
и, соответственно, при применении ст. 198 и ст. 199 УК РФ приниматься в расчет не
должны. Также нельзя не принимать в расчет, что возможны ситуации, когда задержка
в уплате налогов помогает уплатить налоги в полном объеме в будущем, а не частично
в данный момент7.
Во-вторых, наличие дебиторской задолженности еще не означает, что ее взыскание является
экономически обоснованной. Бывает и так, что юридические расходы и фактические затраты
по взысканию мелких сумм с должников (например, у операторов сотовой связи) необоснованны,
так как затраты на взыскание долга превышают возможные поступления8.
Соответственно, вопрос о необходимости взыскания дебиторской задолженности для направления
указанных сумм на покрытие задолженности по налогам должен быть рассмотрен в каждом
случае отдельно.
Существующая практика по предложенной проблеме противоречива. В одних случаях необходимость
расходования денежных средств на текущие расходы, в том числе и не на предметы первой
необходимости, признавалась крайней необходимостью. В других случаях приобретение
дизельного топлива, без которого работа организации не возможна, ст. 39 УК РФ не
применялась на том основании, что невыполнение обязательств по гражданско-правовому
договору не влечет наступления опасности интересам, охраняемым уголовным законом9.
С нашей точки зрения, применение ст. 39 УК РФ при необходимости финансирования производственного
цикла является допустимым в том случае, если уплата налогов приведет к банкротству
предприятия. Иная же позиция не согласуется со здравым смыслом. Если взыскание налога
приводит к несостоятельности налогоплательщика, государство тем самым уничтожает
национальную экономику10.
Председатель коллегии "Белый город" г. Москвы
адвокат Е.В. Данилевский
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)/ «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950)/ «Собрание законодательства РФ», 18.05.1998, N 20, ст. 2143.
3 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 И 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»/ «Российская газета», N 247, 26.12.1996; Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 № 21-П «По делу о проверке конституционности п.2 ст. 8555 Гражданского Кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 14 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного суда Российской Федерации».
4 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 ИЮНЯ 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»/ «Российская газета», N 247, 26.12.1996.
5 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ/ «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»/ «Российская газета», N 297, 31.12.2006.
7 И. Пастухов, П. Яни «Уплата налогов предшествует платежам по хозяйственным договорам»/ «Российская юстиция», N 8, 2002.
8 С.Г. Пепеляев «НДС — от 169-О к 167-О. Новые разъяснения Конституционного суда»/ «ЭЖ-Юрист», 2005, N 28 (Информационно-справочная система «Консультант»).
9 В. Бабурин, И.И. Рагозина «Оценка обстоятельств, исключающих преступность уклонения от уплаты налогов»/ «Законность», 07, № 6.
10 И.А. Клепицкий «Налоговые преступления в уголовном праве России: эволюция продолжается»/ «Закон», 2007, N 7.
Найти адвоката: г. Москва, Армянский переулок, дом 9, стр.1. Метро: Китай-Город, Лубянка, Чистые пруды. Телефон/факс: 8(499)5019949